- Марина Александровна, на ваш взгляд, какова роль проекта «Мир Кавказа» в развитии отношений между студентами? Способствуют ли такие проекты их консолидации?

- В рамках работы в Совете ректоров Юга России мы с моей коллегой, ректором Северо-Кавказского федерального университета Алиной Афакоевной Левитской, ориентированы на то, чтобы выстроить осознанную концепцию молодежной политики и межэтнических взаимоотношений, которая будет способствовать интернационализации как таковой. Мы понимаем, что наша задача как двух федеральных университетов - стать площадкой для новых проектов, программ всего студенчества и молодежи. Мы надеемся на то, что те шаги, которые предпринимаем, помогут дать основу нашим молодым ребятам по сотрудничеству и взаимодействию. Мы понимаем, что идея самостоятельного лидерства - это не тот посыл, который нужен молодежи. Лидера должна формировать система, и молодежные движения сегодня должны быть направлены на координацию, объединение усилий, на создание коллективных систем. В работе нам очень помогает новый закон «Об образовании», который вступил в силу с 1 сентября этого года. В нем как раз идет речь о создании системы сетевого взаимодействия, и это сетевое взаимодействие должно быть направлено не только на ректоров и профессорско-преподавательский состав, но и на молодежь, на все формы ее сотрудничества.

- Объясните, пожалуйста, принцип работы этой системы.

- Она предполагает, что молодежь помимо права на образовательные программы должна иметь возможность получать разные модули с учетом специфики, силы, профиля собственной научной школы. Благодаря проекту «Мир Кавказу» у ребят появилась прекрасная возможность посетить вузы соседних регионов, познакомиться со студентами этих вузов, почувствовать специфику процесса обучения своих соседей - вы же понимаете, что у каждого вуза, города есть амбиции.

Сейчас мы пытаемся немного сместить акценты, потому что, на наш взгляд, молодежь должна воспитываться с учетом интеграции в общероссийское, общенациональное, региональное пространство. Собственно сейчас мы этим и заняты.

- У вас в вузе учатся ребята не только из Ростовской области, но и из других регионов Северного Кавказа. Как складываются межэтнические отношения в вашей студенческой среде?

- Вы знаете, у нас на юге все национальности так перемешались, что трудно сказать, являемся ли мы сами чисто русскими. Мы не думаем о том, какой национальности мой товарищ, с которым я вырос, каковы этнические корни его детей. На юге эта система отношений проще устроена, она гораздо демократичнее, чем в других регионах России.

- То есть отличие от современной общероссийской тенденции слишком заметно?

- Именно. Даже когда мы празднуем свои праздники, свадьбы, дни рождения и так далее, у нас звучит в том числе кавказская музыка, например. Действительно, когда к нам приезжают друзья, родственники из средней полосы России, с Урала или Дальнего Востока, они отмечают, мол, что-то у нас очень много представителей кавказских народов. А мы этого не замечаем, мы здесь все свои, и сегодня очень важно, чтобы эти отношения были нами правильно поддержаны.

Когда мы были студентами, то не замечали, кто какой национальности - мы были полностью погружены в учебу! Я помню, что один был чуть темнее, а другой - чуть светлее, но не знала национальных особенностей своих одногруппников! Для нас был один оппонент - преподаватель с его учебными курсами и программами, которому должны сдать экзамен. Для этого мы объединялись и учились вместе, готовились вместе.

Сегодня в студенческой среде все иначе. Как только мы нарушили систему качества образования, когда учиться стало проще, особо не напрягаясь, начались вот эти межэтнические противоречия, о которых сегодня говорит вся страна. Нам нужно улучшать качество образования, концентрировать молодых людей на то, чтобы они направляли свои огненные страсти в другое русло - на учебный процесс, на улучшение качества образования. Молодежь должна быть занята!

Наши провалы в спорте в недавнем прошлом, снижение культурно-массовой активности населения и так далее привели к тому, что люди активно ищут выходы для своей энергии. Сейчас, мне кажется, когда мы начали формировать клубное движение и стали рассматривать вопросы объединения молодежи через такие проекты, как «Мир Кавказу», мы увидели, как наша молодежь постепенно объединяется, увидели ее готовность свою энергию направлять в нужное русло. Мне нравится волонтерское движение, движение, которое связано с учебными программами. Сейчас много научных проектов, у нас в этом году проходили фестивали Года науки, на которых собрались вузы и представители молодежи со всего Юга России. Приехали коллеги из федеральных университетов. Должны быть выбраны новые площадки для интеграции и выброса энергии.

###

- Возьмем автопробег «Мир Кавказу». Вы считаете, это нужно или не нужно? Что это: консолидация, объединение? Скептики скажут, мол, зачем тратить бензин, использовать машины, отвлекать от работы ректорат...

- Я верю, что этот автопробег необходим - он поднимает коллективные проекты, помогает почувствовать плечо ближнего, почувствовать его настрой, объединиться в клубные формы. Мы в свое время назывались коллективистами и топали в ногу по принципу коллективизма. Сейчас молодежь другая, она просто не готова объединяться. Коллективная форма требует от нас некой работы, и создание таких клубных проектов, программ сегодня, мне кажется, позволяет, во-первых, разделиться по интересам, а во-вторых, в этих интересах найти себе партнеров.

Такое движение - не моя инициатива как ректора, эта инициатива ребят, и она мной поддержана. Я встретила их, вручила флаг, для меня это больше форма продвижения и поддержки их, а решение это принято самими ребятами. Мне очень нравятся эти идеи, и я готова такие программы поддерживать, потому что здесь как раз формируется коллективный и потому естественный путь создания лидера. Не надо, когда сам за себя, надо, чтобы за этими ребятами стояли реальные дела.

- Если в будущем году такой проект организуется, как у вас сейчас, с таким размахом, вы будете поддерживать?

- Проект «Мир Кавказу» идет шестой год. Если этому проекту суждено быть, этому автопробегу, если ему нужно получить новый виток, мы с удовольствием его поддержим. Главное, чтобы шла инициативная линия. Я видела, с какими блестящими глазами они выезжали с этого автопробега. Нужны все формы интеграции и взрослых, и молодежи.

0

Марина Боровская на закрытии фестиваля «Мир Кавказу»

- Будет ли какой-то спортивный турнир, если вам предложат?

- Только что мы провели спартакиаду федеральных университетов, туда съезжались ребята из девяти федеральных университетов, было мощное движение. Они показали, что ребята сильные и готовы конкурировать между собой, но вместе с тем было очевидно, что эта сила была направлена как раз на поддержание лидерского духа коллективом.

- М.Ю. Лермонтов много времени уделял теме Кавказа. Какова роль слова, поведение человека в отношениях с другими?

- Вы знаете, классиков рекомендуется перечитывать всегда, потому что в разное время жизни ты найдешь в них разное звучание. Я думаю, что и ребята, читая и воспринимая дух Кавказа, который звучит в произведениях Лермонтова, по-иному его воспринимают. Честно могу сказать, что мне их настрой напоминает настрой мой, хотя я была студенткой в 1980-е годы, поэтому я хочу сказать, что этот 30-летний период, когда мы сложно двигались, наступила новая формация - это формация хороших, открытых, добрых отношений. Мне кажется, что у ребят сейчас лучше получается объединяться, чем у взрослых.

- О своих студентах вы говорите, как заботливая мама.

- Я их не просто люблю, я их уважаю и лелею, конечно. Мы хотим, чтобы из них получились инициативные, креативные, чуткие и добрые люди, с необходимой долей амбиции, с напором, с уверенным взглядом на будущее. У нас хорошая молодежь! Правда, замечательная! А теперь мы с вами пойдем на завершающий концерт фестиваля «Мир Кавказу», вы там еще раз убедитесь в наших ребятах. Они не любят, когда опаздывают. Это мы их так научили!..