Георгиевская ленточка, как показывают последние события на Украине, где все чаще можно встретить эти черно-оранжевые полоски, стала больше чем символом победы в Великой Отечественной войне. Кто-то ассоциирует ее уже с Россией в целом, кто-то просто с протестными движениями.

О трансформации изначального смысла георгиевской ленточки за 10 лет ее существования и причинах, по которым этот двуколор стал актуальным сегодня, интернет-портал «Россия для всех» побеседовал с директором Евразийского коммуникационного центра кандидатом исторических наук Алексеем Пилько.

 

- За последние 10 лет георгиевская ленточка, изначально задуманная как символ Дня Победы, трансформировалось в нечто большее. Например, на Украине их сжигали как некий символ, ассоциирующийся с Россией...

- Георгиевская ленточка не только символ, ассоциирующийся с Россией. Это и символ победы над фашизмом. Она появилась как чисто общественный проект под празднование 60-летия Победы в 2005 году. Тогда в нашей стране и за рубежом в майские дни начали раздавать их как символ солидарности с теми, кто одержал победу в Великой Отечественной войне.

Ленточка носила чисто общественный характер и никогда не задумывалась как политическая. Это скорее дань уважения, памяти. Однако в силу ряда обстоятельств значение акции несколько сместилось. Сегодня ленточка стала больше символом сопротивления реваншу фашизма.

Это произошло, потому что далеко не все силы, в том числе и политические, в Европе, включая некоторые бывшие советские республики, разделяют наши взгляды на ВОВ. И эти противоречия, попытки ревизии истории Второй мировой войны, которые особенно активизировались после распада СССР и еще большую остроту приобрели в 2000-е годы, обусловили сейчас резко негативное отношение к георгиевской ленточке со стороны праворадикальных групп и их сторонников. Причем речь идет не только о современной Украине, но и других европейских странах. Эту картину мы наблюдаем и в Прибалтике, и в восточноевропейских странах.

- У нее появился политический контекст?

- Да, она начинает приобретать политическое значение. Появляется противопоставление, другая трактовка, которая сейчас активно поддерживается. К сожалению, и США, хотя они и были нашими союзниками в годы Второй мировой войны, и определенными политическими кругами в Европе, которые ставят на одну доску советский и гитлеровский режимы. Они проводят между ними знак равенства.

И вот георгиевская ленточка стала знаменем тех, кто борется против таких взглядов. Ее носят люди, которые просто борются с фашизмом. Те, кто разделяет наши взгляды на победу, отдают дань уважения павшим.

- Мы можем сказать, что она стал неким элементом идеологии?

- Георгиевская ленточка, скажем так, очень яркий пример трансформации чисто общественного проекта в политический. Ведь она изначально носила, как я уже сказал, другой смысл: человек, носивший ее, выражал солидарность с теми, кто боролся с фашизмом во Второй мировой войне, солидарность с победителями. А сейчас ее носят те, кто борется с фашизмом сегодня. Это происходит потому, что фашизм снова поднимает голову, снова наблюдается это негативное явление, и люди протестуют против этого.

- Не получится так, что ленточка, которую все это время носили люди с разными политическими и религиозными взглядами в знак солидарности, например, как оппозиционеры, так и приверженцы власти, потеряет свою значимость в процессе трансформации и все большего приобретения этого самого политического окраса?

- Ведь здесь политический окрас другого толка, если можно так выразиться. Тот, кто надевает ленточку сейчас, не выражает ведь свою приверженность к какой-либо политической партии или движению или к политике того или иного государства. Он просто говорит: я против фашизма.

И еще ведь мы думали, несмотря на все отдельные негативные явления, что возрождение фашизма невозможно. А оказывается, возможно, как нам сейчас показывают события на той же Украине. Очень даже возможно, если этому попустительствовать. Поэтому люди надевают георгиевские ленточки и сопротивляются попыткам фашистского реванша.

- То есть то, что на примере митингующие из тех же украинских регионов носят ее в качестве символа единения против активистов майдана?

- Даже не майдана. Понимаете, на майдане были очень разные люди, которых действительно достала коррупция. Они там выступали против ухудшения уровня жизни, за лучшее будущее для своей страны. Но боевое крыло майдана состоит из фашистских группировок. Они были очень малочисленными, но зато сплоченными, хорошо вооруженными и организованными. Поэтому они стали таким боевым штурмовым отрядом.

Это настоящие фашисты по большей части - крайне правые радикалы, которые готовы прибегнуть к этническим чисткам, убивать... Но их ничтожное меньшинство по сравнению с теми, кто выходил на майдан.

Ведь и майдана, который собирался изначально, нет. Сейчас совсем другие люди, которые выступают с радикальными взглядами и готовые реализовать на практике какие-то идеи вроде тех, что реализовывали фашисты в XX веке.

- Локальный конфликт на Украине перерос в более масштабный: есть страны, поддерживающие тех, у кого сейчас власть, и те, кто не поддерживает. И во всем этом выделяется именно масса людей на улицах с георгиевской ленточкой на груди. Так можно ли ожидать, что ленточка может трансформироваться в нечто большее, чем она являлась?

- Выходит, что да, действительно, она становится символом сопротивления современному фашизму. Эту ленточку надевают люди, которые действительно выражают, если мы говорим применительно к Украине, оппозиционные взгляды и которые хотели бы каких-то перемен. При этом это те люди, которые отвергают фашистский способ захвата власти и фашистские методы, которые заключаются в навязывании своего видения будущего страны, языковой и национальной политики, протестуют против этого.

Люди с георгиевской ленточкой выступают за языковое равноправие, соблюдение прав всех категорий граждан в стране, поддерживают широкую демократическую программу. Я бы сказал так. Георгиевская ленточка становится символом сопротивления современному фашизму и одновременно символом борьбы за демократические права и свободы. Это уже новое ее качество.

- Уже не только борьба с фашизмом, но и за демократию?

- Борьба за соблюдение гражданского и языкового равноправия, против авторитарного режима, который сейчас пришел к власти в Киеве.

Другие материалы по теме читайте в сюжете>>